функциональная неграмотность
Вспомнила, почему сохраняла: тема, что людям надо писать так, словно они вот это и есть. Но вообще-то причина другая. Людям желательно писать так, чтоб они могли это максимально легко и хорошо понимать в сильно не лучшем состоянии. Вообще не слишком рассчитывать на хорошие состояния.
При этом человек в хорошем его состоянии может быть прекрасен, умён и способен понимать весьма сложное.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
- https://en.wikipedia.org/wiki/Functional_illiteracy
- https://econet.ru/articles/69198-funktsionalnaya-negramotnost-bich-nashego-vremeni
- https://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost?fbclid=IwAR3GpFIsu5V_3RUsDy66cU-WNkFj4i5-H66qArAzoheyXFDuYXYphC-f48s
- http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip - клиповое мышление.
- https://republic.ru/posts/24127 - не так и много людей с высшим образованием
- https://rg.ru/2012/12/11/laikam.html - в принципе, о том же.
- https://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html - социопсихологиня. Сложно понять, то ли права, то ли устарело. [BROKEN LINK: 6316e920-5154-448b-ae39-3d6bffc05376] она, например, не признает. В тему этой записи - утверждает, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением.
- Эффект Даннинга-Крюгера.
Советы по тому, как писать:
Рекомендации по оформлению текстов следующие:
- Составлять адресное, императивное, персонализированное сообщение в духе «ты записался добровольцем?». Неграмотные люди гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения.
- Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Избегать наукообразных слов, технических и медицинских терминов. Желательно избегать слов, допускающих разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа «скоро», «редко», «часто» — поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.
- Предложения не должны превышать 20 слов.
- Заголовки должны быть короткими и емкими.
- Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало.
- Необходимо разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками — все ради того, чтобы читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.
- Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. В социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать фотографии курящих беременных женщин или пьяниц, лежащих под лавкой: нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.
- Всегда расшифровывать статистику и графы с цифрами.
- Аббревиатуры давать полностью, «и т.д.» заменять на «и так далее», N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.
- Осторожнее с синонимами. Таких читателей появление новых слов только запутывает, поэтому то, что вы в начале текста назвали «машинами», не должно вдруг становиться «автомобилями».
Педагогические дизайнеры электронного обучения добавляют следующие рекомендации:
- Видео-фрагмент должен занимать 6-12 минут и представлять собой одну законченную мысль. (А лучше меньше - см. Тикток, например.)
- Во время видео желательно давать микро-тесты на понимание пройденного материала. (Ну, пед.дизайнерам, может, и лучше.)
- Контент необходимо чередовать: после сложного материала разряжать атмосферу чем-то простым, интересным. В аудитории грамотные лекторы раз в 15 минут рассказывали анекдот, это – аналог.
Эти же рекомендации можно использовать и в повседневном общении, и в формулировании продуктов.
Руководство от Сбера примерно про это же: https://www.sberbank.com/promo/plain_language_guide/