гипертекстовая литература
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82
- «Гиперте́кст (англ. hypertext) — термин, обозначающий систему из текстовых страниц, имеющих перекрёстные ссылки».
- В литературоведении
- гипертекст — это текст, имеющий внутренние ссылки, то есть ссылки с одной части на другую. Гипертекст представляет собой образование, информационные единицы которого соединены между собой в сети посредством ссылок и организованы нелинейным или мультилинейным способом». (Интересно, почему только внутренние).
- форма организации текста, при которой его смысловые единицы представлены не в традиционной, линейной последовательности, а в режиме сопредставленности, как воплощение смыслового единства всех возможных стыковок таких единиц.
- https://en.wikipedia.org/wiki/Nonlinear_narrative
- https://en.wikipedia.org/wiki/Hypertext_fiction
- http://samisdat.com/3/31-bt.htm - занятный эксперимент с формой, книга большей частью из примечаний. Гипертекстовая литература.
- https://cyberleninka.ru/article/n/vot-pochemu-ya-lyublyu-pisat-rasskazy-i-romany-na-spravochnyh-kartochkah-sistematizatsiya-kak-zhiznetvorcheskiy-proekt-v-nabokova/viewer - Набоков, романы на карточках.
- https://habr.com/ru/post/679408/ - книгры, аппарат книги, энциклопедии
- в комментах неизбежно возникают «Улисс» Джойса и «Хазарский словарь» Милорада Павича. Впрочем, у Павича не только «Хазарский словарь» в тему.
- Библия с «параллельными местами».
- Традиционный «аппарат» произведения — вполне элементы гипертекста. К основному тексту добавлены ссылки на сноски, переводы, комментарии, варианты, биографические справки и что там ещё составители сочли важным. И читатель сам волен выбирать метод прочтения: изучать основной текст сам по себе, поминутно лазить за разъяснениями, читать комментарии сами по себе (мне нередко нравилось, и уже от них я заглядывала в текст – а что там такое, к чему такой комментарий). Или воспользовавшись библиографией, отправиться изучать уже другие тексты. Реализация гипертекстовых связей классическими методами.
- Ванневар Буш - по праву можно считать первым, кто дал описание такому понятию как «гипертекст» (в 1945-м году в работе As We May Think). Хотя, если говорить о самом термине «гипертекст», то он был предложен Тедом Нельсоном в 1965 году, а работающую гипертекстовую систему создал Дуг Энгельбарт в 1968 году. https://habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/395121/
- Характеристики гипертекста:
- Дисперсность
- информация представляется в виде небольших фрагментов.
- Нелинейность
- читатель выбирает путь чтения, создавая свой текст. Это может осложнять критику, и точно затрудняет полное прочтение.
- Разнородность
- возможно применение разных средств, возможных технически в данной системе — от чисто литературных (выбора повествовательной стратегии и стилистики) через издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) и прочие (звук, анимация, отсылка к другим, нехудожественным материалам). Я бы сюда добавила ещё исполняемый код, вариации на тему «воспроизводимых исследований». Но здесь уже граница с интерактивностью.
Весь текст состоит из блоков, сложным образом переплетенных между собой. Roland Barthes ввел для них термин lexia, который широко употребляется исследователями гипертекстов. (Где? Зачем? - А.Б.)
… Исследователи и приверженцы его уже умудрились сформировать целый культурный пласт, где есть свои пророки (Bush…), предтечи (Joyce, Набоков, Beckett…), гуру (Nelson, Derrida…), святые (Бахтин, Foucault, Barthes…), священное писание (As We May Think), элементы культа (memex, lexia, link, net…). https://proza.ru/2018/01/31/779 (Опубликовано в журнале "Знамя" (7/1997) - как утверждается на странице)
«Допускает множественность авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения». - не уверена, что под расширенностью имеются в виду мультимедиа, хотя так трактуют. Я бы скорее задалась вопросом, насколько часть моей работы всё то, на что я даю ссылки отсюда? С одной стороны — нет, моё то, что написала я. С другой стороны, подборка ссылок по теме вполне имеет ценность. Разумеется, если содержимое как-то доступно.
- Претексты - то, на что опирается обсуждаемый текст (есть жанры с фиктивным претекстом, типа рецензий на несуществующие произведения).
- Посттексты - то, что написано с опорой на этот текст - рецензии, отклики, пародии, вообще следующие произведения. Большой объём значимых посттекстов способствует тому, чтоб текст стал «классикой». В условиях сада связанные страницы могут быть друг другу и пре- и посттекстами.
- Прецедентные тексты («канон», может быть, «формульность», в принципе, оно - «общеизвестный» претекст).
- https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-v-literature-zhurnalistike-i-piare-sotsiokulturnyy-aspekt/viewer - прикольно видно, что пиар-события тоже неплохо разбираются через пре-, актуальный, пост- и прецедентные.
- Ну, и насколько цифровой сад — литературное произведение, тоже интересный вопрос.