бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонкэй, бонсай
камни и пейзажи на подносе, сами камни, пейзаж в горшке, в том числе включающий растения, миниатюрные деревья
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8D%D0%BD%D1%8C%D1%86%D0%B7%D0%B8%D0%BD - китайские «пейзажи в горшке», вероятно, предки бонсаев.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B1%D0%BE - вьетнамский аналог
Источник: http://ec-dejavu.ru/b/Bonsai.html
- в стиле бонкэй используют не только природные материалы, но и миниатюрные домики и пагоды, фигурки людей и животных.
Несколько цитат в одной.
…огромную популярность завоевали бонсэки (дословно: камни на подносе) — пейзажи, изготовленные исключительно из неживого материала: камней и песка, а также сами камни, в силу своей необычной формы или текстуры становившиеся объектами любования. Такие камни называли суйсэки (слово, составленное из двух иероглифов — «вода» и «камень»). В отличие от китайских коллекций, куда попадали, как правило, камни с резко обозначенными гранями, дырами, сколами, углублениями, напоминающими маленькие гроты, японцы предпочитали более спокойную фактуру. Им нравились камни, как бы обкатанные водой. Их собирали в руслах пересохших ручьев, на морском побережье, а также в пустынях, где суйсэки формировались под воздействием не текущей воды, а сухого ветра, за многие тысячелетия способного придать камням неожиданный вид.
Обычно суйсэки выставляют в токонома — комнатной нише красоты. При этом правилами предусмотрены два варианта обустройства: расположение камней на подносе, засыпанном слоем песка (суйбан), или на деревянной подставке (дайдза). Выбор зависит от характеристики камня. «Горы», «плоскогорья», «водопады» отлично дополняются песчаной подушкой, как бы вырастая из нее. А для самодостаточных камней-предметов, например, подобий фигурок людей или животных, лучше подходит твердая лакированная поверхность.
Без погружения в такие понятия, как ваби (скромность, простота), саби (пресность, отрешённость), сибуи (элегантность простого) сибуми, югэн (скрытая красота, постигаемая через озарение), занятие искусством суйсэки и бонсэки невозможно. японская эстетика
Искусство «камней на подносе» с течением времени утратило популярность и находится ныне практически на грани исчезновения. Хотя в Японии продолжают функционировать некогда знаменитые школы искусства бонсэки — Эндзан, Хосокава, Сэкисю, Тикуан и Хино, — в стране вряд ли найдется несколько сот человек, отдающихся этому делу с душой и пониманием. Для большинства бонсэки, если и сохранилось, то лишь как форма игровых поделок, развлечения в свободное время или как средство снятия накапливающихся за трудовую неделю стрессов. Что тоже, заметим, неплохо.
- по теме: - https://pikabu.ru/story/bonsyeki_peyzazh_na_podnose_7292561
- https://litlife.club/books/212863/read?page=6 - виды бонсаев
- просто википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Bonseki
- Флорариум - скорее в тему бонсаев. Микросады.
- Занятно, что есть понятие живых камней (http://otipl.philol.msu.ru/~imk/wp-content/uploads/2020/10/zhivoj_kamen-2015.pdf), в том числе растущие «из гальки» камни садзарэ иси, упомянутые в том числе в гимне Японии.