Цифровой садик - приветственная

Цифровой садик - приветственная | Полный список всего, что тут есть | RSS | Подписаться через follow.it

13.03.2023

консеквенционализм

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Оценка действий по последствиям их. Практично, осложнено непредсказуемостью. Противопоставляется деонтологии, где оценка действия по соответствию правилам (практично, но негибко). Противопоставляется «этике добродетели», https://en.wikipedia.org/wiki/Virtue_ethics, оценке по моральности намерений (здесь по мне есть серьёзная «техническая» сложность — намерения я действительно знаю только у себя, да и то могу себе наврать :)).

Цель не оправдывает средства, но средства определяют, чем станет цель.

Интересно, что https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC, который для меня с моей скромной тучки про «средства определяют цель», критикуют, наоборот, за «цель оправдывает средства».

Когда разные философы фантазировали про рациональных индивидов заключающих социальный контракт, Дэвид Юм писал, что все это чушь, а социальные порядки складываются стихийно и поддерживаются силой обычая. Адам Смит сформулировал затем идею "невидимой руки" - это когда люди могут действовать в собственных интересах, но ненамеренно создают при этом общее благо. Мандевиль написал сатирическую поэму о том, как развалился пчелиный улей из-за того, что там решили избавиться от трутней. И, наконец, уже в двадцатом века Фридрих Хайек сформулировал этот подход примерно так: "социальные порядки являются порождением людских действий, но не людских намерений".

https://t.me/whalesgohigh/4963


Если у вас есть мысли, комментарии, предложения или отклики по поводу этой страницы или этого цифрового сада в целом, напишите мне сообщение на agnessa@agnessa.pp.ru. Мне ооочень интересно!

Задонатить.


An IndieWeb Webring 🕸💍