Цифровой садик - приветственная

Цифровой садик - приветственная | Полный список всего, что тут есть | RSS | Подписаться через follow.it

04.10.2023

избегание требований

15 мая день информирования о ПИТ (патологическое избегание требований). Вроде как из РАС, расстройств аутистического спектра.

Профиль ПИТ тоже является спектром и проявляется по-разному у разных людей - например, иногда он может быть интернализован, когда избегание может казаться более слабым/пассивным, а иногда может быть экстернализованным и очевидным.

Выраженное избегание требований - наиболее значительная, но не единственная черта профиля ПИТ.

Полезные практики для взрослых с избеганием требований:

https://vk.com/wall-208421335_60 - оригинал, источник оригинала: https://www.pdasociety.org.uk/wp-content/uploads/2022/07/Self-help-coping-strategies-therapies-for-adult-pdaers.pdf&post=-208421335_60. Ниже моё краткое изложение с моими примечаниями.

  • распознавание требований

требования могут быть в уйме разных форм: от прямых указаний до предложений и ожиданий, внутренних и самонавязываемых требований вроде голода, жажды, перфекционизма, аспектов повседневной жизни типа мытья или одевания, социальных тонкостей, типа говорения спасибо и здравствуйте…

  • распознавание избегания

тоже уйма вариантов, вплоть до выведения себя из строя.

  • идентификация и понимание своего избегания требований - ну, собственно, признать, что избегание есть, что вот такие события могут быть с ним связаны.
  • принятие себя и изменение ожиданий от себя.
  • понимание маскировки. Скрывание особенностей - частый защитный механизм. Но он «дорого стоит».
  • поиск «своей стаи» - тех, у кого есть похожий опыт. Общение с ними может оказаться поддерживающим и освобождающим.
  • регулирование, снижение и маскировка требований - найти способ как снизить количество требований, так и сделать существующие менее «требовательными». Заменить «надо» на «можно» в тудушнике мне очень упростило выполнение собственного списка задач, например. Снижать тревожность. Играть.
  • осведомлённость о своих триггерах - ну, собственно, найти, что повышает тревожность. И найти способы либо поменьше сталкиваться, либо как-то обращаться с этим.
  • сенсорная регуляция. Обратить внимание, нужна ли дополнительная сенсорная информация, нужно ли снижать существующую нагрузку. Мне нужна возможность тупить в тишине. Характерный способ пережить сложный момент для меня - уйти в себя, перестать воспринимать окружающее, временами для этого достаточно даже нескольких секунд…
  • обеспечение свободного от требований времени - просто нужно.
  • изучение разных способов работы - опять же, кто что может. Кто-то справляется с работой в найме какими-либо способами, кто-то фрилансит или заводит свой бизнес, кто что.
  • информирование окружающих и запрос о приспособлении среды - ну, это нужно, но у нас нечасто возможно.
  • поддержание отношений - нужно знать, что происходит, и мочь рассчитывать на понимание, если что-то не сложилось.
  • терапия, консультирование, осознанность и медитация - разные занятия такого рода могут быть полезны.

Что ближе лежало :)

PDA (Pathological Demand Avoidance) - https://en.wikipedia.org/wiki/Pathological_demand_avoidance https://www.pdasociety.org.uk

https://www.aspergers.ru/taxonomy/term/99 Советы:

  • хватайтесь за каждую предоставленную вам возможность: просто пробуйте, чтобы понять, понравится ли она вам;
  • разрешайте себе ничего не делать; каждый день выделяйте время на перезарядку.

Из https://www.aspergers.ru/node/552, оригинал https://www.pdasociety.org.uk/resources/tims-story/

https://www.aspergers.ru/node/561 - про рабочее место для ПИТ-овцев

Запросы

  • 90%: "Мне необходим контроль над собственной жизнью".
  • 88%: "Мне нужно знать, что происходит / я не могу терпеть неопределённость".
  • 87%: "Мне нужен доступ к тихим местам".
  • 84%: "Я могу достичь многого, но мне нужны пространство и автономия, чтобы делать это по-своему".

Проблемы

  • Деньги меня не мотивируют, но я могу часами работать бесплатно — до тех пор, пока с меня не спрашивают за работу 51% 47%
  • Мой перфекционизм в работе вызывает тревожность и не даёт выдерживать темп 70% 64%
  • Я с трудом справляюсь с многошаговыми задачами 72% 65%
  • Я не укладываюсь в сроки *86% 39%
  • Мне тяжело быть прикованным к рабочему месту *67% 30%
  • Мне сложно быть наёмным работником, если мне не дают больших полномочий и/или автономии
  • "В большинстве мест, где мне доводилось работать, я то и дело давал себе выходные. Не обязательно от страха и даже не от скуки (которая обычно в любом случае имела место), а потому что сам акт выхода на работу порой оказывался чрезмерным требованием"
  • "Заработок становится требованием — и независимо от того, насколько мне нравится выполнять задание, это больше не моя свободная воля. Это отнимает всё личное вознаграждение, и деятельность может стать невыносимой. Я бы переметнулся на другую должность, даже с понижением зарплаты. Личные отношения также имеют ключевое значение: если человек, предъявляющий требование, мне приятен, то выполнить будет гораздо легче, а если он любезно формулирует требование как просьбу — ещё лучше!"
    (и если знать/верить, что это правда просьба, что в ней реально отказать - А.Б. Иначе всё равно плохо.)

Для многих людей с ПИТ поиск наполненной смыслом работы — зачастую больший приоритет, чем финансовое вознаграждение. Выбор компании, которая соответствует вашим моральным принципам, нередко является более существенным моментом.

Неизвестность заставляет меня волноваться. "Не могли бы вы заглянуть ко мне около 10-ти, чтобы поговорить об X", — это лучше, чем: "Вы нужны мне в моём офисе ровно в 10:00"

(Вот и как обеспечивать себя? От меня - ещё офигенчик - сдельная работа с оплатой постфактум. Типа, сколько наработала, столько и заплатили. Нет проблемы, что раз я получаю деньги, я должна… К моменту получения я уже всё сделала.)

Советы

Существуют дополнительные аккомодации, которые могут быть особенно полезны взрослым с ПИТ. Это не исчерпывающий список, но он даёт несколько идей для начала:

Общение
  • Инструкции: следует избегать двусмысленности, однако подробные многоступенчатые инструкции также могут быть сложны для выполнения. Некоторые люди предпочитают знать, каковы общие ожидания от задачи, но иметь свободу творческого самовыражения и выполнять работу по-своему.
  • Предоставление информации о том, что происходит и почему, снижает нетерпимость к неопределённости, которая способна вызвать высокий уровень тревоги у людей с ПИТ.
  • Большинство людей с ПИТ находят рабочие требования более терпимыми, когда они выражаются в вежливой манере. Косвенным требованиям следовать легче, чем жёстким прямым приказам. Обратная психология редко эффективна, и её следует избегать.
  • Если избегать разделения ответственности за возникающие проблемы, это поможет поддерживать уважительные отношения. Жалобы необходимо обсуждать спокойно и справедливо, сотрудникам с ПИТ должна предоставляться возможность выявлять и решать проблемы самостоятельно или совместно с коллегами.
  • Двустороннее наставничество: некоторые находят иерархическую систему работы напрягающей, поэтому возможность регулярно давать обратную связь старшим коллегам способна помочь выстроить и поддерживать взаимное уважение.
Гибкий график работы
  • Гибкий график: наличие автономии в отношении рабочих шаблонов и предоставление выходных могут оказаться полезны, особенно если накопленный отпуск разрешено использовать для спонтанных дней восстановления.
  • Нередко полезно иметь возможность работать из дома.
  • Дедлайны: понимание причин, лежащих в основе сроков, способно помочь завершать работу вовремя. Однако у многих дедлайны вызывают тревожность. Некоторым помогает укладываться в сроки гибкость в выборе времени завершения работы.
Сенсорика
  • Регулярные перерывы: маскировка на работе и сенсорная перегрузка могут быть изматывающими; запланированные перерывы позволяют восстанавливаться в течение дня. Некоторым людям может понадобиться доступ в тихое место, тогда как другие предпочтут провести какое-то время вне здания.
  • Контроль рабочего пространства: возможность выбора рабочего места способна принести пользу. Письменный стол в тихой зоне без отвлекающих шумов и запахов может оказаться предпочтительнее, чем работа в офисе открытой планировки. Концепция незакреплённых рабочих мест ("hot-desking") даёт минимальный контроль над рабочим пространством; её следует избегать.
Социальное взаимодействие
  • Навигация по социальным ситуациям и взаимодействиям на работе способна повысить уровень тревожности. Устранение ожиданий участия в социальной активности может несколько ослабить эту проблему; коллеги должны понимать, что участие необязательно. Человек с ПИТ не всегда способен присоединиться к "нормальному" офисному подтруниванию, и сарказм может оказаться истолкован неверно.

Всё та ж история про бесплатную работу:

  • "На самом деле мне гораздо лучше работается на волонтёрских началах, чем за оплату. Я могу радостно трудиться часами, выходя за рамки любого неоплачиваемого зова долга — но заработок обычно превращает для меня работу в требование, и я теряю всякую мотивацию"

ПАНДА

https://www.aspergers.ru/node/550 "ПАНДА":

Переговоры и сотрудничество Альтернативные методы борьбы Непрямые требования Деэскалация тревожности Адаптация

  • Переговоры и сотрудничество:
    • оставайтесь спокойными;
    • активно сотрудничайте и договаривайтесь, чтобы решать проблемы;
    • опирайтесь на честность и доверие.
  • Альтернативные методы борьбы:
    • минимизируйте число правил;
    • дайте возможность выбора и контроля;
    • объясняйте причины;
    • примите: что-то останется несделанным.
  • Непрямые требования:
    • формулируйте словесные просьбы и официальные требования косвенно;
    • постоянно следите за толерантностью к требованиям и подстраивайте их соответственно;
    • выполняйте задания вместе.
  • Деэскалация тревожности:
    • уменьшайте неопределённость;
    • распознавайте глубинную тревожность и социальные/сенсорные проблемы;
    • думайте наперёд;
    • воспринимайте мелтдауны как панические атаки: поддержать и жить дальше.
  • Адаптация:
    • пробуйте юмор, отвлечение внимания, новшества и ролевые игры;
    • будьте гибкими;
    • имейте запасной план;
    • давайте достаточно времени.

Советы

https://www.aspergers.ru/node/553, оригинал https://www.pdasociety.org.uk/resources/tims-top-tips-ideas-for-adults/

Повседневная жизнь

Всегда держите под рукой блокнот и карандаш, чтобы записывать свои мысли. Это избавляет от необходимости помнить всё, и вы сможете просмотреть свои идеи в удобное для вас время. Составьте список задач на день, а затем классифицируйте их как важные (например, встреча или покупки) и "приятные" (не слишком важные, такие как выпечка торта или дополнительная прогулка с собакой). Выберите только три задачи из списка, которые будете выполнять, а остальные вычеркните. Если важных задач слишком много, то "приятные" можно отложить на другой день. Выделите время для "нормализующей деятельности", которая позволит вам снять стресс и разгрузить ваш личный "резервуар возможностей". Я люблю слушать музыку, спокойно гулять или кататься на велосипеде и даже пылесосить! Планируйте промежутки между встречами на работе, чтобы оставить время для умственной перезарядки. Практикуйте осознанность: когда в конце дня я возвращаюсь домой с работы, выделяю полчаса на восстановление. Прослушивание длительных рок-композиций помогает мне опустошить голову и "задремать". Позвоните другу. Каждый день я звоню одному из своих друзей-мужчин, чтобы поболтать о "ерунде". К этой беседе не предъявляются высокие требования, и после неё я чувствую себя счастливее и позитивнее.

Друзья

Даже не пытайтесь быть частью "крутой банды". Я пробовал, ничего не вышло. Вам нужны друзья, которым вы будете безоговорочно доверять, которые не станут изобличать ваши слабости и "подставлять" вас. Выбирайте друзей-гиков; быть некрутым — это абсолютно нормально и часто даже весело. Может быть, ваши друзья (ваше "племя") останутся с вами на всю жизнь. Изучайте и принимайте особенности друг друга, чтобы друг друга поддерживать. Найдите хобби, которое поглощает ваше время и мысли. Наряду с личными интересами задумайтесь о командных видах спорта; однако они не всегда подходят для молодых людей. Выходите из дома! Нарушайте рутину и встречайтесь с друзьями на улице или в пабе.

Образование

Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах и предметах, которые вас интересуют и увлекают. Наставник может дать огромную поддержку, как практическую, так и эмоциональную. Учитель естественных наук распознал мой потенциал и выступал в школе в качестве моего защитника. Разберитесь, как вам удобнее учиться и как лучше применить это к различным видам занятий: Практические занятия в классе шли у меня лучше всего, поскольку давали мне больше времени для обработки информации. Домашнее задание: разбивайте предметы и темы на куски. Я читал что-нибудь, а потом оставлял это на несколько часов прежде чем перечитать и сделать заметки. Затем снова упрощал эти заметки, чтобы создать более управляемые фрагменты информации. Проектная работа: обычно я писал план, а потом разрезал его на куски. Я переставлял задания до тех пор, пока порядок не обретал смысл и я мог увидеть, как продвигаться в работе. В наши дни это гораздо проще сделать в электронной таблице! Для каждого предмета найдите приятеля-"ботаника". Максимально используйте с ним сильные стороны друг друга. Получите помощь в разработке хорошей техники подготовки к экзамену. Я сжимал понятия и информацию в матрицы аббревиатур 3х3, а затем повторял их перед началом экзамена. Будьте готовы к следующему этапу, будь то переход в новый класс, школу или поступление в университет. Поговорите с людьми, которые уже пережили эти переходы, чтобы подготовиться к различиям в стиле и темпе обучения.

Работа

Подумайте о карьере, где использовались бы ваши сильные академические стороны. Нередко что-то необычное или нишевое оказывается менее подвержено давлению, чем мейнстрим, профессиональная среда, сконцентрированная на достижении целей. Выберите организацию, ориентированную на людей, практикующую заботливую, поддерживающую культуру. Приоритетом должно быть качество жизни. Многие скандинавские компании обеспечивают более комплексный подход к поддержке своих сотрудников. Будет меньше требований, если выбирать роли, где идёт постепенный прогресс, а не стремиться к большим карьерным скачкам.

ИЗБЕГАЙТЕ Политических систем; политика, местное самоуправление, государственная служба — логики могут попытаться! Психических тюрем — любых мест, где применяется авторитарная система управления, основанная на запугивании. Инструментов доминирования — компаний, которые навязывают своим сотрудникам недостижимые цели, например NHS.

Сложные ситуации

Справляться со сложными жизненными ситуациями нелегко; чтобы ориентироваться в них, необходимы уверенность и логическое мышление. Вот что помогло мне обрести уверенность в себе и совладать со многими ситуациями:

обучиться ораторскому искусству, провести некоторое время в любительском театре, побыть волонтёром на больничном радио, попросить дать мне время для обдумывания своей позиции и планирования ответа, быть с правильным "племенем" людей, участвовать в командном спорте, проводить время с различными группами друзей, обеспечивая таким образом широкий спектр социальных впечатлений.

Ещё советов

https://www.pdanorthamerica.com/pda-strategies Reward systems are ineffective as the individual with PDA feels out of control. Planned rewards are perceived as a demand. Positive experiences that flow into each other are more effective.

Humor can be very effective at diffusing situations.

Depersonalize rules: “It’s a Health and Safety Rule,” or, “It’s the law,” is better than, “Because it’s dangerous,” or, “Because I say so.”

Show empathy and talk about what helps, “I know you hate cleaning your room, I used to hate cleaning mine, how about we to it together?”

Use challenges: “I bet you can’t………” or, “ I will race you…….”

Let Individuals plan their own routines.

Offer a choice that YOU are still in control of: “Do you want to write your name first, or the date?” or, “Do you want to wear your brown shoes or your gym shoes?”

Praise indirectly rather than directly.

Reduce pressures, i.e., allow extra time, pick your battles.

Give demands indirectly.

Give individuals the chance to help, demonstrate what they are good at, responsibilities, etc.

Have an exit strategy or code word.

Ещё

Work on building a relationship of trust.

Children should be able to feel safe and secure in their environment and should be met with consistent responses in order to develop trust in their caregivers. Being present and being an active listener can promote trust and connectedness. You are more likely to get a favourable response if the child sees you as an ally that they can trust. Avoid using demand words (“need”, “must”, “now”).

Make indirect requests instead of using demand words. For example:

  • “Is it okay if we…”
  • “How do you feel about….”
  • “I wonder if we can…”
  • “When you have finished with….could you then….”
  • “You can’t do this can you? I’m not very good at it”
  • “Let’s see if there’s a way to….”

Depersonalise requests.

If requests are made too assertively, questions and instructions can be misinterpreted and it is likely you will end up with a child refusing to engage with you. Use written requests or visual prompts to depersonalise the demand. Attributing reasons for a request to other factors such as health and safety is another way you can get a child to comply. For example, “brushing your teeth can help keep your teeth and gums healthy and to also keep your breath fresh”.

Puppets and toys can also be used as a ‘third person’ to depersonalize requests and to suggest ideas (“Lego Steve wants to know if we can….”)

Remain calm and try not to take your child’s behaviours personally.

See meltdowns or tantrums as severe panic attacks that needs your support to manage rather than as acts of defiance. Try to avoid giving consequences as this often makes it worse. Use the three R’s (Regulate, Relate and Reason) to validate how they are feeling and to respond to meltdowns instead. At this point, they need reassurance and not be made to feel ashamed for their behaviour, as they are not in control of it.

Provide indirect praise.

Children with PDA often shy away from praise as direct praise can increase anxiety. You can acknowledge their participation and input by providing affirmations and praising the outcomes instead, for example, “I am so glad that you were able to help me clean up the dishes”, “Great to see that you were able to finish all the math problems”. Use humour to make demands feel less oppressive to the child (“I bet you cant….”).

Be consistent

Decide on the non-negotiables, explain the reasons for doing and stick to them. To children consistency makes the world predictable, and therefore much less confusing.

And finally, be flexible!

Allow your child a sense of control and be prepared to negotiate. Watch out for any signs that he or she might be feeling overwhelmed so you can adjust the demands before the behaviours escalate.

Из вк

https://vk.com/@-208421335-tak-chto-zhe-takoe-pit-patologicheskoe-izbeganie-trebovanii

Избегание требований, демонстрируемое индивидами с ПИТ, иррационально; редко есть причина, по которой мы избегаем делать то, о чем вы нас просите; мы просто не можем этого сделать. Как будто кирпичная стена возникает между вашим требованием и нашей способностью реагировать на него, ее невозможно разрушить или преодолеть.

Не каждая просьба избегается. Это сильно зависит от того, насколько безопасно, спокойно и уравновешенно чувствует себя человек с ПИТ во время обращения с просьбой, как сделана просьба (не то, как она озвучена сама по себе, а мотивы просьбы), отвлекли ли вы его от того, что ему нравится делать или на чем он очень сфокусирован.

Интересное и действительно расстраивающее качество ПИТ - это то, что мы также избегаем то, что хотим делать. Это можно ошибочно принять за отсутствие исполнительной функции (когда вы не можете заставить себя делать что-либо или что-то конкретное), но заметное отличие в том, что на него не влияет уровень энергии, мотивация или срочность. Иногда мы просто не можем заставить себя сделать это, как бы ни хотели.

Интересна оборотная сторона - это то, что мы можем быть очень требовательными! Нам нравится внимание и возможность получать то, что мы хотим и в чем нуждаемся от тех, кто может предоставить это или помочь получить.

Самая важная вещь для людей с ПИТ — их автономия, решать за себя и полностью контролировать что они делают и куда идут. Я знаю, вы сейчас думаете: «Разве не все живые существа хотят этого? Вы были бы правы. Но, для людей с ПИТ все гораздо глубже: потребность в автономии прямо связана с нашей тревожностью, чувством безопасности и способностью справиться с ситуацией. Это не «хотят» как все живые существа, а «нуждаются».

[контроль] Непосредственно связанный с нашей потребностью в свободе и автономии, это то, что позволяет себя чувствовать в безопасности. Когда все под вашим контролем, у вас есть свобода выбора, действия; когда же контроль у других, это может сокрушить вашу свободу и автономию. Отсутствие контроля — это как просыпаться без весел на хрупком плоту посреди океана, без весел и без земли в поле зрения. Когда мы не контролируем ситуацию, все, на чем мы сосредоточены — это обретение контроля, также как и свободы.

В отличие от аутистов, которые процветают в жесткой рутине и прилагают усилия, чтобы выжить вне ее, люди с ПИТ — нарушители системы и рутины. Мы нуждаемся в разнообразии, выборе и автономии. Нам становится скучно в застойной рутине и нам нужно быть за рамками наших ограничений. Рутины — это способ связывания и ограничивания нас. С системами также, только в большем масштабе — они навязывают правила, процедуры и рутины, которые часто не полностью соответствуют цели, а люди с ПИТ прекрасно распознают эти недочеты и будут стремиться разрушить их, таким образом, чтобы они могли быть перестроены более эффективным и действенным способом. Не поймите меня неправильно, рутины дают чувство безопасности и комфорта, и мы часто счастливы следовать им. Но у нас должна быть свобода отклоняться от них по своему усмотрению.

Как и большинство аутистов, мы очень эмпатичные существа, в отличие от устаревшего описания полного отсутствия эмпатии у аутистов. Мы невероятно глубоко чувствуем и горячо любим. Однако эти чувства быстро заканчиваются, если кто-либо пытается получить от нас определенное ответное чувство. Нам также необходима свобода в собственных эмоциях!…

Нам необходимо равенство и справедливость. Нашему мозгу непонятно, почему все не на равных, и почему нельзя обращаться и уважать всех одинаково. Часто это причина того, почему мы так сильно сопротивляемся авторитетным фигурам, не говоря уже об отвержении каждого, кто пытается говорить нам, что делать.

Мы можем быть очень импульсивными (довольно часто ПИТ сопряжено с СДВГ) и физически вовлекаемся во все, что мы делаем.

Дружба между людьми с ПИТ может быть одинаково прекрасной и испытывающей! Быть друзьями с кем-то, кто полностью понимает, как работает твой мозг и как ты воспринимаешь мир дает невероятное чувство общности и понимания, которого жаждут многие Аутисты и люди с ПИТ (мы живем в мире, в котором не чувствуем своей принадлежности и часто не бываем понятыми). Это отношения, в которых ни одна тема не выходит за рамки и практически не выносятся суждения. Однако обоюдная потребность в контроле может вызвать проблемы. Может возникнуть эффект «решительной борьбы», если всплывет что один контролирует другого, что может привести к спорам, расстройству или прекращению дружбы.

Одна вещь, которая отличает нас от Аутистов — это то, что у нас богатая образная жизнь. Часто это означает уход от мира, либо в форме принятия на себя роли кого-то еще, животного или неодушевленного предмета, либо в ролевых играх (как Подземелья и Драконы) или в творческих описаниях.

Есть что-то очень освобождающее в том, чтобы на время выйти из своей жизни и принять на себя личность или роль кого-то или чего-то другого. Как Аутисты, так и люди с ПИТ чувствуют стресс, давление, подавленность и то, что они отличаются в реальном мире. Притворяясь кем-либо или чем-либо еще, вы избавляетесь ото всего этого и можете просто существовать как кто-то или что-то, не чувствующий всего этого.

К сожалению, тревожность — то, что свойственно как людям с аутизмом, так и с ПИТ, и вызвана она может быть самыми разными причинами; все, от телефонного звонка до выхода из дома, похода в супермаркет, встречи с друзьями, открытия электронной почты, посещения школы, даже просто мысли о чем-либо могут вызвать сильную тревогу.

Для людей с ПИТ наиболее обычная причина тревожности — угроза потери их свободы и контроля в любой ситуации, или даже возможность этого.

Дисфория от чуткости к неприятию очень распространена среди людей с ПИТ. Любое неприятие или критика, реальная или воображаемая, вызывает чрезмерную эмоциональную реакцию.

Особые интересы для аутистов — это темы или предметы, которые доминируют над любыми другими интересами. Потакание им может вызвать почти эйфорическое чувство, спокойствие, которое утешает и регулирует их и часто спасает от часто подавляющего и сложного мира.

У людей с ПИТ также есть специальные интересы, но для нас это в основном люди. Это могут быть известные люди, персонажи фильмов или книг или кто-то, кого мы знаем. Будет глубокое желание узнать все, что известно об этом человеке, кто он по сути, что делает и т. д. Если это известная личность — просмотр их выступлений, чтение о них будут приносить комфорт и радость. Дополнительным бонусом является прилив дофамина всякий раз, когда мы изучаем их, взаимодействуем с ними, смотри их выступления и т. д.

Может случиться так, что в состоянии стресса или плохого самочувствия люди с ПИТ обращаются к своему специальному интересу и чтобы сбежать и получить выброс дофамина.

Многие люди с ПИТ имеют довольно мрачное чувство юмора. Это также может включать нахождение неуместных вещей забавными, чему окружающие могут сопротивляться. Мы часто находим юмор или веселье в большинстве ситуаций.

Люди с ПИТ обычно очень открытые, честные, откровенные люди, говорящие без обиняков. Нас часто считают прямолинейными и мы высказываем свое мнение, что не всегда ценится.

https://vk.com/@-208421335-chast-3

Что может хорошо работать — так это неожиданные награды, награды, которые выдаются немедленно (вместо тех, которые нужно ждать до конца дня/недели) и осязаемые награды (не наклейки или жетоны) или значимые для ребенка (это могут быть вещи, связанные со специальными интересами или включают свободное время для занятий по своему выбору).

Похвала может расцениваться как требование повторить или улучшить предыдущий результат, а поощрение может может ощущаться как требование, так как увеличивает чувство ожидания. Может быть полезна непрямая похвала – например, хвалить результат, а не ребенка (т.е. “какая прекрасно чистая комната” вместо “молодец, что убрался в своей комнате”) или хвалить ребенка третьему лицу в зоне слышимости ребенка. При поощрении могут быть эффективными варианты выбора и возможность ухода (отказа) - «Было бы здорово тебе сходить в кино с друзьями, но если тебе будет там тяжело, можешь позвонить мне и я приеду и заберу тебя».

Коммуникация

  • Выделите дополнительное время для обработки, чтобы человек мог понять смысл того, что вы сказали, и у него было время подумать о том, как реагировать — может быть полезно сосчитать в уме до 5 после высказывания или просьбы.
  • Разбивайте вопросы или просьбы на части (распределяйте их по одному) вместо того, чтобы говорить или спрашивать много вещей за один раз. Дайте время ответить на ваш первый вопрос/запрос, прежде чем добавлять какие-либо последующие действия. (Ситуация, когда не выдают всю инфу - тоже временами бесит.)
  • Будьте ясны и точны, в тоже время оставаясь косвенными — например: «Интересно, не мог бы ты мне помочь? Мне нужны четыре синие чашки из того шкафа, чтобы поставить на стол на кухне»

https://vk.com/@-208421335-korrektirovka-vashego-myshleniyaoptimizaciya-sredy-snizhenie

Снижение восприятия требований

Формулирование требований таким образом, чтобы они казались менее "требовательными" - это ключевая техника. Существует множество способов сделать это - вы вероятно обнаружите, что способ "смешивать и сочетать" работает лучше всего:

  • Фразеология и тон: тонкая адаптация нашего языка и тона может принести огромную пользу нашим детям. Использование декларативного языка (сообщение, комментарии или наблюдение), или перефразирование таким образом, чтобы больше говорилось об объекте, нежели о персоне, даже такие простые вещи, как начинать, а не заканчивать запрос словом "пожалуйста", могут иметь большое значение. Например, при сборах в школу, вы можете сказать: "Вещи лежат на кровати, я рада помочь" и выйти вместо "Тебе нужно сейчас одеться"; или если ваш ребенок не пил весь день, вы можете просто поставить напиток рядом с ним и сказать: "Вот напиток". Точно также такие фразы, как "Мне интересно, может ли…" и "Давай посмотрим, если …" и слова, предполагающие элемент выбора: "может быть, мы могли бы…" или “возможно это идея…” или “я не уверена, а если…” - все они уменьшают восприятие требований. Также полезно избегать слова-триггеры, такие, как: “нет”, “не надо”, “нельзя” - вы можете предать то же сообщение, используя иную терминологию (например, “Боюсь, сейчас это невозможно”) и, если возможно, также объясните причину и предложите альтернативу во время передачи сообщения (например, “Я боюсь, прямо сейчас невозможно пойти в парк, потому что там шторм, но мы можем попробовать сделать это вечером, когда прогноз будет лучше, а пока не хочешь ли испечь торт или посмотреть фильм?”)
  • Непрямая (косвенная) коммуникация включает физические подсказки (например, постукивание по ботинкам вместо слов “пожалуйста, надень ботинки”); визуальные подсказки (картинки или списки - обеспечивающие нашим детям элемент выбора и контроля, например, в порядке выполнения действий, а не более формальный подход “сначала это…потом это…”, стикеры или обмен сообщениями через мессенджеры могут работать хорошо); попросить кого-то еще о чем-то, пока наш ребенок находится в пределах слышимости (например, сказать другому ребенку или взрослому “Пожалуйста, помните правило о том, что нельзя бегать у края бассейна”, хотя вы знаете, что эти правила им уже известны; оставлять листовки/книги на виду, чтобы наши дети могли подобрать их из естественного любопытства; коммуникация с использованием ролевой игры или через третье лицо (например, коммуникация через любимую игрушку или принятие образа любимого персонажа).
  • Деперсонализация: объяснить, что требование предъявлено какой-то другой, более высокой инстанцией, чем вы - “менеджер закрывает бассейн в три часа” или что определенный закон диктует определенные правила.
  • Отвлечение/превращение в игру: идея заключается в том, чтобы сосредоточиться на чем-то ином, кроме требования (например, давай посмотрим, кто может сделать самое глупое лицо между каждым предметом одежды”, когда одеваетесь или “давай перечислим 10 лучших динозавров, когда залезаете в ванну”.
  • Использование юмора/новизны: юмор - отличный способ добиться того, чтобы все чувствовали себя более расслабленно и уменьшить восприятие требований; и новизна (при условии, что изменение направления воспринимается как бонус/выгода для ребенка) также может хорошо работать
  • Просьба о помощи: сказать, что вы не знаете или не можете вспомнить как сделать что-либо может быть прекрасным способом сделать требование непрямым.
  • Предложение выбора: идея в том, чтобы предоставить ребенку некоторый контроль, не теряя при этом полного контроля, как взрослому, предлагая ограниченный выбор (и будучи готовым принять другой собственный выбор, который все же достигает цели) или предлагая свободный выбор без определенных параметров. Например, вы можете спросить :”ты предпочитаешь принять ванну в 6 или в 7 сегодня вечером?” (и принять его согласованный ответ в “6:30”) или вы можете заполнить шкаф или полку в холодильнике рядом полезных для здоровья продуктов и позволить ребенку свободно выбирать любые продукты оттуда).
  • Моделируйте поведение или предъявляйте требования к себе (не ожидая, что ребенок последует вашему примеру) - например, вы можете сказать “Сейчас я очень напряжен, поэтому собираюсь полежать в тихой комнате и слушать песни китов, которые помогут мне успокоиться”.

https://vk.com/wall-208421335_27

неочевидный факт, описанный в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингером, согласно которой когнитивная последовательность в большей степени, чем подкрепление определяет поведение. Когнитивная последовательность в данном конкретном случае заключается во взаимном соотношении и непротиворечии трёх составляющих:

  • ☀Поведение (посещение врача)
  • ☀Вознаграждение (подкрепление)
  • ☀Отношение (насколько неприятным страшным и сложным кажется ребенку посещение врача).

Увеличивая кратно вознаграждение мы рискуем на выходе получить изменение отношения ребенка к осмотру не в нужную нам сторону - "раз мне так много за это дали, наверное это и впрямь нечто ужасное. И действительно стоит этого бояться!!!!"

Так что разумное подкрепление проявления ребенком смелости и сдержанности будет работать лучше, нежели обещание золотых гор и нагнетание тем самым страхов и возможностей дальнейшей манипуляции.

Ссылки


Если у вас есть мысли, комментарии, предложения или отклики по поводу этой страницы или этого цифрового сада в целом, напишите мне сообщение на agnessa@agnessa.pp.ru. Мне ооочень интересно!

Задонатить.


An IndieWeb Webring 🕸💍