Цифровой садик - приветственная

Цифровой садик - приветственная | Полный список всего, что тут есть | RSS | Подписаться через follow.it

26.11.2024

СюХаРи

http://kapate.narod.ru/part3_15.htm

Если перевести дословно, Сю ха ри значит «уважение, отступление, преодоление»: уважение традиции, отступление от традиции и преодоление традиции. Этот принцип одинаково относится как к усовершенствованию боевых искусств, так и к икебане или чайной церемонии, точнее, ко всем видам деятельности, проникнутых дзэном.

suhari.png

Как правило, ученик знает очень мало об искусстве, которому посвящает себя, а то, что знает, чаще всего оказывается ошибочным и бесполезным. К желаемой цели он двигается прилежным повторением основных техник (кихон), что предусматривает и большое физическое напряжение и сравнительно сильную мотивировку. После некоторого времени, под наблюдением учителя, ученику более или менее удается подражать правильным движениям и позициям. Это каноны или, другими словами, ясно выраженные и практически примененные биомеханические принципы. В этот период ученику не разрешается толковать, он просто подражает технике учителя, беспрекословно следя за его советами, техникой, позицией или движением, считающимися совершенными. Практически, он словно учится в начальной школе. Фазис Сю продолжается лет пять, в зависимости от общей и частной подготовленности и способности ученика; в порядке исключения он может быть короче (до 4 лет), а чаще дольше (до 8 лет). Заканчивается получением пояса се-дан.

В последующий, фазис Ха, ученик вступает после того, как овладел основной техникой (кихон). Ознакомившись с основными канонами, ученик обязан применять их в целях собственного совершенствования, делая при этом необходимые изменения, точнее, приспосабливая канон к собственным качествам. Дородные и сильные будут ставить ударение на силу (что включает необходимость совершенствования ката), Другие будут тяготеть к улучшению скорости и искусства отодвигаться и избегать нападающего, в связи с чем — согласно физическим особенностям населения — выделились северные и южные школы китайских боевых искусств.

Упомянутые «отклонения» от классических норм, по сути дела, способствуют индивидуализации каратиста. Основные техники приспосабливаются к его биомеханическим качествам, мышечным и костным рычагам, сухожилиям, амплитуде движения, силе контракции и упругости костно-мышечного аппарата. Индивидуализация приводит к созданию более или менее собственного стиля единоборства и собственного подхода к практическому применению каратэ. Фазис Ха продолжается от 5 до 10 лет, покрывая обучение от звания се-дан до сан-дан. Если обучение до пояса се-дан можно сравнить с начальной, данный период представляет собой среднюю школу

Фазисы Сю и Ха практически в девяти из десяти случаев представляют начало и конец спортивного века каратиста. Это период интенсивного занятия каратэ как спортом, или, можно сказать, продвижение каратэ вперед в его внешнем виде. Каким бы привлекательным и успешным оно ни было, оно в более глубоком смысле не имеет ничего общего с истинным посвящением в боевое искусство.

Фазис Ри есть такой период, в котором каратист действительно посвящает себя искусству. Ри, или преодоление, значит продвижение вперед: от голого технического совершенства к тому, что можно бы было назвать философией искусства и осознанием смысла, доступного преимущественно лишь самым упорным. В теоретическом смысле, ен-дан и го-дан представляют собой преходящий фазис, фазис преодоления; высшие степени предполагают усовершенствование самого высокого уровня. Теперь, пока я пишу эти строки, сэнсэю Хидэтаке Нисияме 72 года и он обладает девятым даном; однажды я его спросил, когда он достигнет высшей, десятой степени. «Никогда», ответил один из троих основателей JKA (другие двое — Фунакоси Гичин и Масатоси Накаяма) и вождь мирового движения традиционного каратэ: «Это бы значило, что я достиг конца, но будо не имеет конца».

Оттого нет никакого смысла во временном ограничении фазиса Ри: всякое учение и совершенствование есть, по сути дела, беспрерывный процесс. Немногочисленны те, кто готов и способен начальное увлечение поддерживать всю жизнь. Поэтому для фазиса Ри недействительно сравнение со степенями школьного обучения: он не наступает по какому-либо автоматизму, не продолжается какое-либо определенное время, после которого «нет ничего выше».

http://www.heiho.ru/index.php?id=99

СЮ ХА РИ

Сю Ха Ри Shu Ha Ri 守破離 это формула освоения искусства. Не только боевого. Это скорее некое обобщение закономерностей правильного изучения любой дисциплины. Для того чтобы осветить эту тему я процитирую несколько уважаемых и сведущих людей.

Вот как пишет об этом Алексей Михайлович Горбылев в своей работе «Становление концепции ката в традиционной японской культуре»: «Рассматривая же ката расширительно, выделяют еще сложносоставные ката (фукуго-сарэта ката), которые представляют собой синтез базовых простых ката или стандарт какого-либо сложного процесса или явления. В этом смысле в качестве ката рассматривают стандартный принцип деления пьесы театра Но на три части дзё-ха-кю (вступление-перелом-внезапная развязка); структуру процесса обретения мастерствав чайной церемонии или театре Но, которая описывается формулой сю-ха-ри (хранить приверженность - разбить ограничения шаблона - отойти от шаблона) и т.д.»

В сочинении известного мастера меча XIX века Тиба Сюкаку «Кэмпо Хисэцу» («Секретные ключи к фехтованию мечом») предлагается следующее толкование этой формулы: «[В фехтовании мечом] существуют такие понятия как сю, ха и ри. Сю, или мамору 守 означает «хранить верность сущности избранной школы», «соблюдать сущность школы». Это означает атаковать противника, не нарушая боевых изготовок данной школы… Ха, или ябуру 破 - «разбивать», «нарушать» и др., означает, что фехтовальщик не должен «цепляться за сущность» [избранной школы] и [подняться] на следующую ступень. Ри, или ханаруру (совр. ханарэру) 離 - «отделяться», «отходить» и др., означает «отойти от сю и ха, которые описаны выше, и в состоянии «безмыслия» (мусо 無想) подняться выше и достичь уровня, выше которого уже ничего нет. Значения иероглифов сю, хи и ри нужно очень хорошо прочувствовать, ибо это важнейшие этапы практики [фехтования]».

А вот как говорит об этом в интервью Эндо Сэйсиро, 8 дан, сихан Айкикай Хомбу Додзё (источник на сайте Клуб Айкидо МАИ)

«Я хотел бы привести цитату из книги «Ката» («Формы») Рёэна Минамото и проследить процесс, с помощью которого мы овладеваем «формой». Существует концепция: «Сю» — оставаться, «Ха» — разрушать, «Ри» — свобода, — которая объясняет, каким образом меняется связь человека с «формой» по мере роста его мастерства.

«Сю» — это этап, на котором мы добросовестно следуем форме и пытаемся овладеть основами мастерства. Это так называемая стадия обучения. Раз уж наши предшественники, прилагавшие все усилия для достижения совершенства и искавшие его путем проб и ошибок, создали эти формы, то для нас естественно следовать этим путем. Поэтому мы неизбежно пытаемся вписаться в готовые формы и тренируемся в их рамках.

Но как бы хороша ни была форма, каждый человек неизбежно находит в ней элементы, которые его не устраивают, потому что любая форма была создана другими людьми с другими способностями, физическими особенностями и жизненным опытом. Поэтому при углубленном изучении формы естественно возникают трудности. На этой стадии может возникнуть желание оторваться от формы, разрушить форму, которой мы овладели. Это стадия «Ха». Однако состояние «Ха» не может продолжаться долго, потому что такое действие не питается творческим духом. Чем больше разрушается форма, тем сильнее мы ощущаем пустоту. Мы обнаруживаем, что оказываемся в плену формы даже в тот момент, когда пытаемся ее разрушить. И появляется желание освободиться из этого плена и действовать с истинно освобожденным сознанием. Достигнув этого, мы входим в стадию «Ри».

«Ри» — это стадия создания новых форм, когда ты готов к этому. На этом этапе ученик уже забыл о форме и исполняет нечто, чего нет в готовых формах.

Число изучающих айкидо растет с каждым годом. Все больше становится людей с длительным стажем тренировок. Начинающие, конечно, находятся на стадии «Сю», но что сказать о тех, кто занимается уже давно? На каком этапе находятся они? На стадии «Сю» человек излишне прилежен, здесь легко свести все айкидо к одним названиям. На стадии «Ха» он беззаботен, легко может запутаться. А на стадии «Ри» он самонадеян, и ему трудно избавиться от тревоги.

И еще процитирую интересную статью «Сю Ха Ри: три стадии обучения (и немного Ницше)» (оригинал статьи на сайте dev.by)

Стадия "Сю" полностью посвящена подчинению. Обучаемый должен строго следовать существующим правилам и принципам, не отклоняясь ни на йоту. В боевых искусствах, эти строгие принципы представлены в виде ката - серий движений, созданных мастерами "Ри". Ученик должен запоминать существующие правила даже если он не до конца понимает, для чего они предназначены. Стадия "Сю" предполагает наличие учителя, который будет направлять обучаемого и предотвращать запоминанием им неправильных правил и концепций. Забывать ошибки, зазубренные на шаге "Сю", очень сложно.

Дополнительной обязанностью учителя на этой стадии является определение ее конца для этого ученика. Необходимо вовремя заметить конец этой стадии: ее слишком раннее окончание означает, что обучаемый не узнает каких-либо базовых концепций, а ее слишком позднее окончание - что ученик может разочароваться в предмете из-за того, что ему не дают вносить свои уже назревшие предложения.

Для облегчения обучения необходимо, чтобы изучаемые принципы были легко применимы, и - что более важно - они должны действительно работать. Они должны предоставлять ощущение чего-то завершенного, слитной совокупности действий, которые обязательно приведут к поставленной цели. Пошаговые обучающие материлы являются хорошим примером знаний, даваемых на шаге "Сю". Они обычно хорошо структурированы, ведут к определенному результату и не допускают отклонений - именно то, что необходимо.

После изучения достаточного количества ката или обучающих материалов, ученик начинает понимать смысл, заложенный в них, причину, почему все именно так, а не по-другому. Учитель должен вовремя заметить этот момент осознания и разрешить обучаемому вносить свои изменения в ранее нерушимые последовательности - это и есть начало перехода в стадию "Ха".

Когда ученик достигает стадии "Ха", он уже знает все необходимые основы и может чувствовать и понимать их истинную природу. Теперь он обладает достаточным знанием, чтобы отойти от канонов и улучшить имеющиеся знания. Любое изменение, создаваемое обучаемым, может быть хорошим или плохим - в зависимости от контекста. Обязанности учителя на данной стадии становятся куда более важными: он должен обучить самого ученика понимать что есть хорошо, а что плохо.

Все созданные изменения должны лежать в той же области, что и оригинальные знания - ученик не должен должен отрицать уже существующее, он должен только улучшать их в такой степени, что основа должна еще хорошо узнаваться. Например, изменения в ката могут вылиться в новую комбинацию ударов ногами, которая хорошо вписывается в общее полотно движений.

Эта стадия длится дольше, чем стадия "Сю", но в конце обучаемый полностью понимает всю природу изученных основ и созданных им изменений, видит цели, которые ему необходимо достигать и, наконец, приходит к тому, что он не связан никакими знаниями - он может на их основе творить что-то свое. В этот момент учитель должен освободить ученика от обучения - он наконец достигнул стадии "Ри".

Стадия "Ри" - последняя стадия в обучении - и по сути, она бесконечна. Обучаемый полностью понимает все, изученное на шаге "Сю" и созданное им на шаге "Ха", внешняя оболочка растворяется и знание становится частью персоны - он больше не связан правилами и концепциями. Ученик становится мастером - и сам может быть учителем.

Для человека стадии "Ри" нет определенного способа достижения цели - есть только цель, проблема, которую необходимо решить. Мастер просто движется к этой цели и предпринимает все необходимое для ее достижения. Он может использовать изученное ранее или что-то абсолютно новое - это просто не имеет значения.

В ката стадия "Ри" представляет собой такое состояние бойца, когда ката просто нет. Есть только дух ката в человеке, чего четкое представление в духе и теле, и мастер может использовать его для достижения цели.

Что означает три стадии: "Сю", "Ха", "Ри"?

http://katori.at.ua/index/sjukhari/0-164

  • "Сю" – подразумевает стадию приближения к мастерству учителя. Здесь главная задача – повторять движения мастера и точно следовать всем его наставлениям, постигая стиль мастера, не пытаясь делать что-то по-своему.
  • "Ха" – это стадия адаптации мастерства учителя под себя. После продолжительной практики техника мастера становится частью вас самих, на этой стадии вы сами добавляете в неё что-то свое или изменяете её под себя в рамках данной системы.
  • "Ри" – стадия освобождения от влияния мастерства учителя и формирования своего собственного мастерства. До тех пор, пока ваш собственный подход согласуется с техникой и сохраняется гармония практики, вы можете выйти за рамки мастерства учителя и свободно шлифовать свое мастерство, внося в него свои собственные творческие штрихи.

Все три стадии базируются на фундаментальном принципе "Хо" (закон природы, нормы человеческой жизни). Хотя мы и говорим об освобождении (стадия "Ри"), если не соблюдать этот принцип, то можно сбиться с верного пути.

Условия эффективного достижения стадий "Ха" и "Ри"

Итак, через некоторое время практики, под наблюдением учителя, ученику более или менее удается подражать правильным движениям и техникам. Каким образом он обязан тренироваться в целях дальнейшего эффективного совершенствования?

Для этого есть два критерия:

  • Тренируйтесь, сознавая «цель» и «смысл» Каждое движение имеет свою «цель», т.е. «для чего это нужно?», и «смысл»какие результаты это приносит?». Потеряв «цель» движения, вам придется потратить лишние силы и труды на выполнение неправильных упражнений. Сколько бы вы ни тренировались, без осознания «смысла», присущего каждому движению, результатов не будет. Если вы знаете «смысл» и усердно отработаете техники, то будете способны исправить свои недостатки и ошибки.
  • Убирайте напряжение и все лишнее Второй критерий можно назвать «эффективностью техники». Попробуйте разделить одно движение на десять частей и проверить в каждый момент исполнения: «Есть ли у меня напряжение или что-то лишнее в движениях?». Если они нашлись, постарайтесь убрать их. Любое движение в сериях техник должно быть достаточно утонченным и отработанным до такого уровня, когда можете достичь максимальных результатов, прикладывая минимальные усилия.

Если у вас есть мысли, комментарии, предложения или отклики по поводу этой страницы или этого цифрового сада в целом, напишите мне сообщение на agnessa@agnessa.pp.ru. Мне ооочень интересно!

Задонатить.


An IndieWeb Webring 🕸💍