modern stoicism
Как обычно, абы что немножко.
- Modern Stoicism https://modernstoicism.com/
- https://t.me/stoicstrategy - часть русскоязычных стоиков.
- https://t.me/parakharatteintonomisma - канал Станислава Нарановича
- https://www.reddit.com/r/Stoicism/ - сабреддит.
- Пьер Адо
- Современный стоицизм на википедии
- https://knife.media/anthony-long/
- heimarmenê - один из терминов стоиков для судьбы, которую они определяли как неразрывную причинную цепь всего существующего.
Адо первым был, Фуко подхватил. Хотя книжка про духовные упражнения Адо и первый курс Фуко про стоиков, где он на Адо, насколько помню, ссылается, чуть ли не одновременно вышли
- https://vk.com/wall-169353653_577 - текстег про стоиков и hypomnema. Перевод статьи Массимо Пильюччи в группе https://vk.com/stoicism21.
- https://gorky.media/books-collection/5-knig-o-tom-chto-takoe-antichnyj-stoitsizm/ - «список предназначен не для академических исследователей, а для людей, которые стоиками заинтригованы, но не знают, с чего начать». Автор - Стас Наранович - организатор московского «Стоикона», ведущий канала об античной философии и классической филологии https://t.me/parakharatteintonomisma.
- https://gorky.media/context/moya-germenevtika/ - интересная его статья, где про влияние на него книги Мишеля Фуко «Герменевтика субъекта» (как я поняла).
Красной нитью через всю «Герменевтику себя» проходит многогранная история epimeleia heautou — «заботы о себе». Именно к ней призывает Сократ в «Апологии», уговаривая афинян «заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе». Опираясь на «Алкивиада», можно заключить, что этот принцип неразрывно связан с еще одним — gnothi seauton («познай самого себя»): «Познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся». В определенном смысле это две стороны одной монеты: познание себя — это уже забота о себе, ведущая к обогащению наших представлений о требуемой заботе. Эта двоица не самоценна, а необходима для заботы о других, чем молодой Алкивиад и собирался заняться на государственном поприще, но был пойман назойливым Сократом с расспросами, каким образом он намерен заботиться о других, если даже о себе не может позаботиться. Сократ вот может — поэтому оправданны и его наставления афинянам.
…
Если все-таки суммировать основную коллизию «Герменевтики», она заключается в том, что со временем gnothi seauton вытеснило из философии в частности и культуры в целом epimeleia heautou — и осталось лишь чистое познание, плодами которого мы теперь наслаждаемся: «Что было причиной того, что понятие epimeleia heautou (заботы о себе), несмотря ни на что, было обойдено вниманием в том способе, каким западное мышление, философия восстанавливали собственную историю? Как получилось, что столь видное место занял, обрел такую важность и значимость принцип «познай самого себя» и было отодвинуто в сторону, оказалось в тени понятие заботы о себе, которое фактически, исторически, если судить по документам и текстам, поначалу, похоже, включало в себя принцип «познай самого себя» и было опорой целого круга чрезвычайно насыщенных и богатых смыслами понятий, практик, форм поведения, способов жизни и т. д.? Откуда у нас это предпочтение gnothi seauton в ущерб заботе о себе?»